Владимир Маяковский широко известен прежде всего как поэт революции. Это и не удивительно - долгое время его стихи были своеобразным манифестом советской России. Поэт жил в очень сложное время, время социальных потрясений и больших перемен в обществе. Его творчество определялось как значительными событиями начала XX века, так и литературным развитием этого периода.
В творчестве Владимира Маяковского Меня поражает неподдельная искренность этого человека. Она видна как в его политической поэзии, так и в любовной лирике. Но все-таки больше меня привлекает Маяковский-лирик, поэтому в своем сочинении о том, что мне нравится в его творчестве, я хочу остановиться прежде всего на его лирических произведениях.
В поэме «Облако в штанах», написанной Маяковским в 1915 году, мы видим переживания молодого талантливого поэта, полюбившего красавицу Марию. Но это большое чувство приносит герою поэмы не радость, а страдания:
Помните ?
Вы говорили:
«Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть», -
а я одно видел:
вы - Джиоконда,
которую надо украсть!
И украли.
Кто же украл Марию? В поэме нет явного соперника, того, кого любит Мария. Но в ней присутствует куда более сильный вечный соперник всех времен - это деньги и будущее благополучие: Вошла ты, резкая, как «мате/», муча перчатки замш, сказала: «Знаете - я выхожу замуж».
По-моему, эти строки очень хорошо передают как неловкость подобной ситуации, так и горестное разочарование молодого поэта, который мог предложить возлюбленной только свои собственные чувства. А они оказались ненужными. Поэтому не удивительно, что в предисловии к поэме мы встречаем гневный крик «Долой вашу любовь» - любовь, которую можно купить,
В этой поэме мне особенно нравятся такие строки, передающие силу чувств поэта:
Кто говорит? Мама?. Мама!
Ваш сын прекрасно болен! Мама!
У него жар сердца. Скажите сестрам, Люде и Оле, - ему уже некуда деться.
В любовной лирике Маяковского, как и в его творчестве в целом, мне нравятся поражающие воображение авторские метафоры. Например, как в стихотворении «Флейта-позвоночник»:
Я душу над пропастью натянул канатом, жонглируя словами, закачался над ней. Или:
Я сегодня буду играть на флейте, На собственном позвоночнике. Владимир Маяковский умеет создавать удивительнейшие образы, поражая читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении «Ночь» он использует неожиданное сравнение, уподобляя освещенные окна ночного города руке игрока с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока:
Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. Возвращаясь к любовной лирике Владимира Маяковского, мне хотелось бы отметить, что поэт испытывал поистине глубокие чувства. Для того чтобы выразить их полноту, поэт использовал слова-гиганты: «громада любовь», «любовища». Он не может чувствовать мелко:
...душу вытащу, растопчу. Чтоб большая! - и окровавленную дам, как знамя... А какой теплотой проникнуты такие строки поэта:
Дайхоть
последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
В письме Л. Брик Маяковский писал: «Любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи и дела и все прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем». Мне кажется, что эти слова как нельзя более точно выражают смысл любовной лирики Маяковского. В ней - сама жизнь.
Отвечая на вопрос сочинения, я остановлюсь также на сатире Владимира Маяковского. Мне она нравится своей остротой, а также точностью попадания в «кулаков и бюрократов, дураков и подхалимов». Глубокой иронией проникнуты строки стихотворения «Гимн взятке»:
И нечего доказывать - идите и берите. Умолкнет газетная нечисть ведь. Как баранов, надо стричь и брить их. Чего стесняться в своем отечестве? Это стихотворение, написанное Маяковским в 1915 году, поражает своей актуальностью. Как бы ни не хотелось это признавать, но оно, наверное, еще надолго останется злободневным, потому что «все здесь, от младшего дворника до того, кто в золото заткан».
Досталось от Маяковского и чиновникам, которые, подобно грибоедовскому Фамусову, сводили свои служебные обязанности к подписанию бумаг. В стихотворении «Фабрика бюрократов» Маяковский пишет:
Что угодно
подписью подляпаегп, и не разберясъ:
куда, зачем, кого ? Собственную тетушку
назначит римским папою, Сам себе подпишет смертный
приговор.
Эти и многие другие сатирические произведения Владимира Маяковского - «кавалерия острот», направленная против худших социальных явлений, - заставляют нас и улыбнуться, и задуматься.
Наверное, у каждого есть какие-либо любимые строки того или иного поэта. Что мне еще нравится у Маяковского? Вот эти ставшие широко известными строки: Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают ~ значит -это кому-шибудьнужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда! |