Духовный поиск героев Василия Шукшина Вольность и свобода в лирике А.С. Пушкина Аркадий и Базаров Пушкин о назначении поэта и поэзии Участие автора в собственном повествовании Правда и ложь в пьесе «На дне» В чем трагедия Печорина? Черное и белое в повести «Черный монах» Рахметов - «особенный человек» своего времени В. Маяковский - поэт большого общественного, социального темперамента Родственная душа Что мне нравится в творчестве В. Маяковского? Взгляд Н. С. Лескова на русский характер Валерий Брюсов - поэт русского символизма Исторический характер повести «Капитанская дочка» Исторические сюжеты в творчестве А.С. Пушкина Отношение к Москве А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина Судьба человека эпохи войн и революций в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» Сказки в творчестве М.Е.Салтыков-Щедрина Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
🔍
Город в творчестве Н. В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь - писатель, с именем которого связано зарождение в русской литературе жанра сатиры. Безусловно, сатира существовала и до Гоголя, но в его творчестве она обрела неповторимое звучание. Соединяясь с реалистическим изображением действительности, сатира Гоголя высмеивала пошлость и глупость, невежество и чванство. Причем творческая манера писателя, сформировавшаяся уже в повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Ники-форовичем», отличалась яркостью и оригинальностью. Автор-рассказчик кажется простаком, восхищающимся тем или иным явлением, за которым читателю открывается истинное значение изображаемого.

В этой повести писатель дает жалкую картину провинциального города, чрезмерно превознося те его «красоты», которые бы следовало искоренить, как мешающие нормальной жизни горожан. Главной достопримечательностью Миргорода является лужа: «Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! Домы и домики, которые издали можно принять за копны сена, обступивши вокруг, дивятся красоте ее».

В повести «Невский проспект» Николай Васильевич так же восторженно отзывается об этом примечательном месте Петербурга, своеобразном лице города. И здесь сатира автора постепенно доходит до сарказма. Утром Невский - лишь транспортная артерия, соединяющая один район города с другим. По нему проходит рабочий люд, спешащий по делам. Но пролетит немного времени, и улица наводняется праздногуляющими, сначала детьми с гувернантками и гувернерами, а позже - щеголями и ветреными кокетками, пришедшими похвастаться своими шляпками, бакенбардами или жилетами, локонами или глазками. Это своеобразная «ярмарка тщеславия», где ценятся не естественные человеческие чувства, красота, ум, а выставляются напоказ отдельные «достопримечательности». «...Бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь... усы, которым посвящена лучшая половина жизни... талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие... А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте!.. Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара...».

Здесь нет людей, а только их выдающиеся детали, нет чувств, а есть их видимость, причем очень обманчивая, когда красавица, неземное создание, оказывается продажной девкой, а полненькая немочка --'добропорядочной матерью семейства, хранимая мужем, умеющим постоять за честь жены. Восхищаясь, ужасаясь, описывая город - место крушения мечтаний и иллюзий, Николай Васильевич гениально заканчивает свою повесть. Здесь уже нет и тени иронии, а летящее перо художника предостерегает молодых простаков от слишком непосредственного любования окружающим. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск... чтобы показать все не в настоящем виде.»

Но Петербург - это не только парадные улицы и дворцы, много в нем и дворов-колодцев, подъездов с грязными и темными лестницами, крошечных квартирок, в которых обитают бедняки, ведущие жалкое существование. В повести «Шинель» Гоголь показывает Петербург бедняков. «Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером... фонари стали мелькать реже... сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки...» Это уже другой Петербург. Здесь царит бедность, запустение и как следствие этого - разбой.

Гоголь не идеализирует парадную столицу. Город многолик. В нем живут не одни только преуспевающие чиновники, но и бесправные бедняки, существование которых никому не интересно, не волнует власти, заботящиеся только о собственном благополучии. Такую традицию изображения города - бездушного созерцателя людских несчастий - продолжил в своем творчестве Федор Михайлович Достоевский.

❏ 14.08.2024  ✅ 31
└Школа
  └Литература
    └Сочинение
      └Гоголь Н.В.