Русская история в прозе Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин» Мое любимое стихотворение Сергея Есенина Сатира «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова Жанр и композиция поэмы Н.А.Некрасова Лучший певец русской природы Петербург Ф.М.Достоевского Русское чиновничество в комедии «Ревизор» Образ Базарова в романе «Отцы и дети» Любимые страницы поэзии Б. Пастернака Художественные портреты чиновников в «Ревизоре» Роль народа в истории Философские взгляды в романе «Что делать?» Символические образы в рассказе «Гранатовый браслет» Россия и русский народ в поэме «Мертвые души» Анализ одного из стихотворений Ф.И.Тютчева Гений и злодейство-две вещи несовместные Тема дружбы и любви в лирике А.С. Пушкина Философская проблематика поэзии Б. Пастернака
🔍
И тесною сидели мы толпой

Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. Пафос дружеской лирики лицейского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицистическим ценностям. Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей. В стихотворении «Пирующие студенты» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости беззаботного дружеского общения: Скорее скатерть и бокал! Сюда, вино златое.

В этом послании, как и во всех остальных посланиях лицейского периода, Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом: «Блажен, кто веселится в покое, без забот...»

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей - вот что составляет, по мнению поэта, человеческое счастье. Как и поэты-сентименталисты, Пушкин ставит чувство дружбы выше общественных и государственных благ:

И станут самые цари Завидовать студентам!

Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей. Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода.

Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. Пушкин в своей гражданской лирике не приемлет такой сугубо практический взгляд, и чувство дружбы в его стихах в этот период выглядит иначе,-чем у декабристов.  

Высокая цель не должна исключать наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и Отечеству. Соединение интимного чувства дружбы, равно как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но и как друга, что подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь...».

В этот же период Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но друзья не вечны, дружеские пиры происходят все реже и реже, наступает разочарование и в гражданских идеях. Пушкин уезжает в южную ссылку, где оказывается целиком охвачен романтическими настроениями.

Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна, романтик не ищет общения с друзьями, он порывает со своим прошлым. Всю малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, и это станет лейтмотивом его лирики.

У Пушкина теперь друзьями становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что этот шум - «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час».

Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным. Романтизм в набросках поэта сменяется философичностью и тонким лиризмом. Тема внутренней свободы выбора каждого человека звучит и в дру- ' жеской лирике поэта. Дружеские чувства не зависят от политики, в них мы вольны.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном на годовщину открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны - и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», - признается поэт в стихотворении «Арион» Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам и поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд... Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен, - восклицает Пушкин в стихотворении «19 октября». Но в этом стихотворении, написанном к лицейской годовщине, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту невыразимо больно и грустно оттого, что с ним сейчас нет его друзей.

Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждое последующее «19 октября» окрашено в более мрачные тона. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной...»

Стихотворение «Чем чаще празднует Лицей...» тоже наполнено грустью.

Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», Пушкин опять возвращается к лицейской теме, но теперь она звучит по-другому. Верна мысль критика о том, что «лицей становился в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья - идеальной аудиторией его поэзии», хранителями культа дружбы, тему которой Пушкин пронес почти через все свое творчество. В стихотворении, написанном в 1836 году, поэт с грустью вспоминает:

Была пора: наш праздник молодой Сиял, шумел и розами венчался, И с песнями бокалов звон мешался, И тесною сидели мы толпой... ...Теперь не то...

❏ 05.08.2024  ✅ 44
└Школа
  └Литература
    └Сочинение
      └Пушкин А.С.