Образ Макара Нагульнова в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Сила и слабость человека в понимании М. Горького Прошлое, настоящее и будущее в «Вишневый сад» Роль народа в истории Изображение величайшего социального перелома в судьбе народа Мой любимый герой в романе «Евгений Онегин» Идейно-художественное своеобразие «Евгений Онегин» Души «мертвые и живые» Философская лирика А.С. Пушкина Сатирические мотивы в романе «Отцы и дети» Авторские идеалы в поэме «Мертвые души» «Великий перелом» и его изображение в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина» Три правды в рассказе «Сны чанга» Своеобразие ранней лирики В.Маяковского Кто же эти душегубы? Социальный протест в «Преступление и наказание» Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. Блока Читая Анну Ахматову Сергей Есенин - последний поэт деревни Духовный поиск героев Василия Шукшина
🔍
История в романе «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л, Н, Толстой предстает перед читателем не только как гениальный писатель, но и как философ и историк. Писатель создает собственную философию истории. Изложению взглядов гоусателя посвящены многие страницы книги. Более того, вторая часть эпилога, завершающая роман, представляет собой историко-философский трактат, мировоззренческий итог многолетних поисков и размышлений автора на заданную тему.

«Война и мир» - не просто роман исторический, но также роман об Истории. Она - действует, и ее действия имеют непосредственное влияние на судьбы всех без исключения героев. Она - не фон или атрибут сюжета. История - то главное, что определяет плавность или стремительность его движения.

Вспомним заключительную фразу романа: «...В настоящее время... необходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать не ощущаемую нами зависимость», - и здесь Толстой ставит точку.

Толстой отказывает всякой личности в свободе. Всякое существование есть существование по необходимости. Всякое историческое событие есть результат бессознательного, «роевого» действия природных исторических сил. Человеку отказано в роли субъекта общественного движения. «Предмет истории - есть жизнь народов и человечества», - пишет Толстой, отводя ей, истории, место действующего субъекта и персонажа. Ее законы объективны и независимы от воли и поступков людей. Толстой считает: «Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного исторического закона и никакого представления об исторических событиях».

Личность может мало. Мудрость Кутузова, как и мудрость Платона Каратаева, состоит в бессознательной покорности влекущей их жизненной стихии. История, по мнению писателя, действует в мире как естественная природная сила. Ее законы, подобно законам физическим или химическим, существуют независимо от желаний, воли и сознания тысяч и миллионов людей. Именно поэтому, считает Толстой, невозможно объяснить что-либо в истории, исходя из этих желаний и воли. Всякий общественный катаклизм, всякое историческое событие есть результат действия безличного недуховного персонажа, чем-то, впрочем, напоминающего щедринское «Оно» из «Истории одного города».

Bот как Толстой оценивает роль личности в истории: «Историческая личность суть ярлык, который история вешает на то или иное событие». И логика этих рассуждений такова, что в конечном счете из истории исчезает не только понятие свободы воли, но и Бог в качестве нравственного ее начала. На страницах романа она выступает как абсолютная, безличная, равнодушная сила, смалывающая в порошок человеческие жизни. Всякая лич- ная активность нерезультативна и драматична. Словно в древней пословице о судьбе, которая влечет покорных, а непокорных тащит, она распоряжается человеческим миром. Вот что происходит с человеком; по мнению писателя: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических общечеловеческих целей». Поэтому в истории неизбежен фатализм при объяснении «нелогичных», «неразумных» явлений. Чем больше мы, по мнению Толстого, стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.

Человек должен познать законы исторического развития, но в силу немощности разума и неверного, а точнее, по мысли писателя, ненаучного подхода к истории осознание этих законов еще не пришло, но обязательно должно прийти. В этом состоит своеобразный философский и исторический оптимизм писателя. Для этого необходимо изменить точку зрения, «отказаться от сознания неподвижности в пространстве и признать неощущае-мое нами движение», отказаться от концепции свободно действующей в истории личности, не узнав абсолютную и жесткую необходимость исторических закономерностей.

❏ 19.08.2024  ✅ 34
└Школа
  └Литература
    └Сочинение
      └Толстой Л.Н.