Кюхля - повесть о декабризме Все, все, что гибелью грозит... Жизненный путь и произведения А.И.Куприна Изображение «пошлости пошлого человека» Экологическая тема в современной литературе человек и природа в современной литературе Значение художественных деталей у А. П.Чехова Алеша Пешков -главный герой повести «Детство» Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева «Живые и мертвые» души Пронзительная лирика Анны Ахматовой Люди холопского звания в поэме Н.А.Некрасова Лирический герой А. Блока Как автор строит образ Евгения Онегина Современное отношение к творчеству М. Горького Сравнительная характеристика Болконского и Безухова Способ изображения истории в «Архипелаге гулаг» А. И. Солженицына Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова Нравственные идеалы героев Василия Шукшина Образ Владимира Дубровского Мой Шолохов
🔍
Мое любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова

Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение «Парус». Еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью, поэтической красотой, глубокими переживаниями, чувствами и мыслями, отраженными в нем. Шло время, я читал и читал Лермонтова, но все-таки не встречал стихотворения, которое пришлось бы по душе больше, чем «Парус». (Близки к нему «Горные вершины», но это перевод из Гёте.)

Продолжает оно восхищать меня и сейчас своей лаконичностью и точностью, правдивым и впечатляющим образом, мелодичностью и скрытым в нем раздумьем, тоской, грустью. В отличие от других стихов Лермонтова («Бородино», «Смерть поэта», «Дума») оно невелико - в нем всего три четверостишия. Но от всех этих больших и слегка неуклюжих стихов веет духом публицистики, и хотя я не собираюсь оспаривать их поэтические достоинства (они бесспорны), меня они трогают меньше. Может быть, потому, что мои стихи, которые я пишу сейчас, больше созвучны не зрелым стихотворным раздумьям Лермонтова, а юношескому «Парусу».

Прежде всего - образ. В этом стихотворении он слит с описанием паруса и гармонией, спокойной и мечтательной гармонией стиха. Мы как бы представляем себе картину, которую рисует поэт. Но это не просто картина, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как зеркале, душу поэта, и парус - это уже сам поэт, его душа, его ищущее сердце. И ближе становится смысл: в сущности, стихи не о парусе - стихи о самом себе.

Наиболее точные эпитеты - «одинокий» и «мятежный». Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури», и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он «счастия не ищет», ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в ней красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не понимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.

Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова. Только две его вещи так взволновали меня: «Мцыри» и «Парус». Вряд ли можно найти что-то более прекрасное в поэтическом наследии поэта.

❏ 13.08.2024  ✅ 15
└Школа
  └Литература
    └Сочинение
      └Лермонтов М.Ю.