О чем просит послушать Владимир Маяковский? Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Образ Маши Троекуровой Мой любимый поэт Неоднозначные позиции автора и его героев Тема «маленького человека» у Достоевского Три поколения болконских в романе «Война и мир» Этапы творческого пути Осипа Мандельштама Философские взгляды в романе «Что делать?» Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева Сатира как творческий принцип творчества Онегин и Чацкий - родство и различие Люди холопского звания в поэме Н.А.Некрасова Патриотическая идея в исторических романах В.Пикуля Политические идеалы молодого Пушкина Символические образы в рассказе «Гранатовый браслет» Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя Мужественные герои Вальтера Скотта Отражение коллективизации М. Шолоховым в романе «Поднятая целина» Сердце народное в поэме «Кому на руси жить хорошо»
🔍
Обломов и обломовщина

Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал частью решения русской литературой нравственных проблем. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: его душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. И действительно, Обломов - духовно богатая натура. Он умен, хотя есть в нем то, что «дороже всякого ума: честное, верное сердце». Многих героев романа он одарил своим благородством. Но трагическое значение романа в том и состоит, что, пробудив к осознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной.

Первый раз об обломовщине мы узнаем из сна, который видит Обломов в очередной раз, заснув на своем диване. «Сон Обломо-ва» - великолепный эпизод, который остается в памяти надолго. В нем опоэтизирован облик героя; в этом отношении «Сон» сам по себе имеет несомненные достоинства как самостоятельное художественное произведение. Роман без «Сна» был бы произведением неполным. «Сон» многое разъяснил в образе главного героя, со многим примирил нас.

Онисим Суслов, на крыльцо которого можно было попасть не иначе, как ухватившись одной рукой за траву, а другой за кровлю избы, сразу же становился мил сердцу читателя. А заспанный челядинец, дующий спросонья на квас, в котором шевелятся мухи, и собака, признанная бешеной лишь за то, что бросилась бежать от людей, угрожавших ей вилами и топорами. Няня, засыпающая после сытного обеда с предчувствием, что Илюша пойдет дразнить козла и лазить на галерею. Эти и много других обворожительных подробностей содержит «Сон».

Маленький Илюша все время стремился на волю, погулять на улице, поиграть в снежки с ребятами. Но никогда это ему не удавалось, потому что весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывали его, осыпали заботами, ласками. День в Обломовке проходил бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах. Но главной заботой дня были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. После обеда всё и все погружались в спячку;

Именно эта жизнь сделала Обломова таким, каков он есть. Если бы не обломовщина, то, может быть, он стал нормальным человеком, имел цель в жизни. В конце своего пути Обломов на вопрос своей избранницы: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» отвечает: «Есть - обломовщина!»

Так сам герой определил исключительную злободневность и важность своей нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признание^ Гончаров не ошибся. Он нашел одну из самых болезненных точек современного ему общества - обломовщину. Русские критики того времени оценили роман Гончарова как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Можно сказать, что интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству, а до него, увы, еще далеко.

❏ 18.08.2024  ✅ 18
└Школа
  └Литература
    └Сочинение
      └Гончаров И.А.