Социально-исторические аспекты в персонажах Образ автора в романе «Евгений Онегин» Сравнительная характеристика Онегина и Печорина Образ Онегина в романе «Евгений Онегин» Утро, изменившее жизнь Онегин и Печорин - люди своего времени Тема дружбы и любви в лирике А.С. Пушкина Принципы психологического анализа «Война и мир» «Великая земная любовь» в лирике Анны Ахматовой Новая действительность в творчестве Сергея Есенина Импровизатор любовной песни или безбожник? Понимание добра и зла героями романа Ч. Айтматова «Плаха» Экологическая тема в современной литературе человек и природа в современной литературе Печоринство-болезнь молодежи 30-х годов XIX века Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр Первый» Последний дюйм Изображение народа в поэме Н.А.Некрасова Петербург Ф.М.Достоевского Пересечение творческих путей Чехова и Горького Человек и природа в художественных произведениях
🔍
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Многие великие писатели XIX века изображали прекрасный город Петербург, видное место он занимает и в произведениях Ф. М. Достоевского, но писатель не говорит о великолепной архитектуре, о красоте города, Федор Михайлович как бы заглядывает внутрь бедных домов, где в ужасных условиях живут герои его романа «Преступление и наказание». В произведении мы видим только черные лестницы, облитые помоями, дворы-колодцы, напоминающие душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония, это место, в котором невозможно быть здоровым, добрым, полным сил. Петербург душит и давит.

Писатель никогда не показывает красоту Петербурга. Природы почти нет или акцентируется ее отсутствие. Около природы происходят странные вещи: во сне под кустом Раскольникову снится страшный сон о жестокости, о гибели безвинного существа. Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих комнат, но также обращает вниманиэ на запахи и символические цвета. Он использует зеленые и серые цвета, но доминирует в романе желтый - символ болезни, нищеты, убожества. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармелад ова, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла по «желтому билету», женщина-самоубийца с желтым лицом. Эти детали, а также желчный город отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

Ответ и решение

Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а после ее смерти и Софья Мармеладова. Он олицетворяет и страдания, которые выпадают на долю его владетельниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала...». Отправляясь за Расколь-НИКОЕЫМ, который идет признаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдания и искупить этим вину Родиона. В эпилоге, в сцене возрождения Раскольникова, Соня появляется все в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет символизирует страдания и надежды Главных героев романа.

Достоевский в своем произведении показал город, в котором зарождается капитализм, когда люди, не сумевшие пройти через социальный перелом, оказываются на дне жизни. Петербург является также и действующим лицом романа, соучастником страшного преступления Раскольникова и свидетелем его раскаяния.

❏ 20.08.2024  ✅ 9
└Школа
  └Литература
    └Сочинение
      └Достоевский Ф.М.