Сатира как жанр возникла очень давно. Она была известна еще во времена древних греков. Уже тогда обличала пороки и недостатки общества, будь то суды, политические партии, наука, литература. В основе древнегреческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни. Ее герои не были индивидуализированы, не отличались психологизмом. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда определенный порок или недостаток гиперболизировался, становился доминирующим. В этом плане сатирическое творчество Маяковского очень похоже на произведения древних греческих авторов.
Его герои также не индивидуализированы. Сатиру Маяковского можно разделить на два периода: дореволюционный и послереволюционный. К первому можно отнести стихотворения «Надоело» и «Нате». В стихотворениях Маяковский использует большое количество художественных приемов, метафор:
... Страх орет из сердца
Мечется по лицу, безнадежен и скучен...
.„Сердце в исступлении,. рвет и мечет...
...Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваги обрюзгший жир...
...Два аршина безлицегорозоватого теста: хоть бы метка была в уголочке вышита
...а я вам открыл столько стихов шкатулок, Я - бесценных слов мот и транжир...
...Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев
покрою
умную морду трамвая...
...Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошъ...
...Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт
омывая...
Лирический герой не видит выхода из сложившегося положения, кроме как «поцеловать умную морду трамвая», либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого общества. В этих стихотворениях Маяковский не выделяет из толпы отдельных личностей, она для него остается единой массой. Но вот приходит революция, и все меняется. Меняется и сатира поэта. Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов, обывателей, мещан, просто людей, не соответствующих идеалам нового времени.
В стихотворении «Прозаседавшиеся» он обличает неспособность уже советских чиновников заниматься делом. Маяковский показывает день функционера, который целиком занят заседаниями. Для достижения своей цели - обличения всей бессмыслицы этой деятельности Маяковский использует в качестве художественного приема так называемую реализацию метафоры:
...Оне на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там...
Лирический герой приходит к мысли о том, что хорошо было бы, если: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!». Но мир бюрократов не единственный мир, «мешающий установле-
нию власти пролетариата». Поэтому Маяковский использует свое «оружие любимейшего рода» не только против бюрократизма, но и против мещанства. В стихотворении «О дряни» он так рисует засилье мещанства: ...Стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады, Крепкие, как умывальники, Живут и поныне тише воды.
Для обличения мещанства Маяковский использует следующие художественные приемы: несовместимость понятий, олицетворение:
...Имне с эмблемами платья Без серпа и молота не покажешься в свете! ...на балу в Реввоенсовете?! ...Маркс со стенки смотрел, смотрел... И вдруг разинул рот, да как заорет...
Мнение об описываемом в стихотворении в большинстве случаев дается в конце; так и здесь, оно выражается словами Маркса: ... Опутали революцию обьшателъщинынити. Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее .
головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит! Но это (мещанство, бюрократия) - все внешний враг. Но ведь и «существуют люди внутри партии, живущие ее соками». В стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» Маяковский показывает их. Чиновник, который боится всего:
Каждый зав
для труса -
туз. Даже
от его родни опускает глазки трус и уходит
в воротник.
Маяковский показывает, как проходит день у труса:
День-деньской
сплетает тонко
узы
самых странных свадеб - увязать бы
лъва с ягненком, с кошкой
мышь согласовать бы.
И опять-таки в конце стихотворения Маяковский выдвигает свое мнение: Товарищ,
чего вы дрожите? В чем,
собственно,
дело?! В аквариум,
что ли,
сажать вас? Революция требует,
чтобы имелась смелость,
смелость,
и еще раз - с-м-е-л-о-с-т-ь.
Маяковский выводит на сцену комсомольца Петра Кукушкина, показывает его чудовищную занятость:
Пообедав, бодрой рысью Петя мчит
на кулъткомиссию
После Петю видели у радиолюбителей Не прошел мимо и Осовиалтма... И в результате поэт показывает полнейший хаос, царящий в голове у Пети. Свое стихотворение он заканчивает следующими ироничными строчками:
... - Где ж работать мне поспеть
при такой нагрузке ?
Объекты сатирического творчества Маяковского очень разнообразны. Во-первых, это люди, принадлежащие разным эпохам: дореволюционной и постреволюционной; во-вторых, принадлежащие разным социальным классам: мещанство и купечество в-третьих, просто те, чьи недостатки он высмеивает. Маяковский применяет большое количество художественных приемов: гиперболу, метафору, сравнение, несовместимость понятий, особый лексический строй языка и т. д. И все это разнообразие сатирического творчества служит доказательством многогранности и гениальности Маяковского. |