(стихотворение «О, весна без конца и без краю...»)
Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю...» можно назвать переломным в мировоззрении и творчестве поэта. Оно было написано 24 октября 1907 года и вошло в цикл «Заклятие огнем и мраком». Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России.
А. А. Блоку были близки и поэзия М. Ю. Лермонтова, и трагическое обаяние его личности. Эта глубокая связь обнаруживается не только в эпиграфах, реминисценциях, парафразах из Лермонтова, но и в общности идейной направленности творчества поэтов, в сходстве самой манеры изображения действительности и поэтических приемов.
Замечено, что стихотворение «О, весна без конца и без краю...» написано под влиянием лермонтовской «Благодарности», где подводится итог отношений поэта с «не принявшим» его миром. Как известно, у Лермонтова благодарность иронически переосмыслена в последних стихах, которые Блок не вводит в свой эпиграф: Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил.
Сходство стихотворений только в самом «ключе» противоречивого изображения, различие - в их смысле: у Лермонтова это «благодарность» не за радости жизни, а за страдания, у Блока - оптимистическое восприятие жизни, мира, несмотря на его противоречивость и даже гибельность:
За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя!
Композиционная структура стихотворения опосредует связь его идеи и речевых средств ее воплощения. Восприятие жизни воспринимается конструктивно как взаимодействие лирического «я» и жизни {мира):
Узнаю тебя, окизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!
Лирический герой обретает доспехи в аллегорически изображаемой «враждующей встрече» с жизнью, утоляющей жажду борьбы (последнее подчеркивается оптимистически звучащими словами «И приветствую звоном щита!»), ведущей к заветной мечте. Это борьба бескомпромиссная, борьба до конца. Сама жизнь предстает воплощенной в женский образ «с буйным ветром в змеиных кудрях» («можно любить мать, сестру и жену в едином лице Родины - России»). Блок - поэт тонкой метафоры:
Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами - хмельная мечта!
Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой ее противопоставленных и взаимоисключающих друг друга сторон, противоположных эмоций их восприятия: неудача - удача, плач - смех, ненависть - любовь.
Важную конструктивную роль играют и другие противопоставления, подчеркивающие необъятность времени: бессонные споры (ночь) - утро, и пространства: веси - города. Та же мысль усиливается и атрибутами весны и мечты («без конца и без краю»).
Сложность и противоречивость жизни и мира изображается целой системой их сторон. В стихотворении можно выделить- так называемые ключевые слова, опорные точки композиции и его идейного содержания. Здесь таким конструктивным элементом является глагольная форма «принимаю», которая повторяется пять раз, организуя общий подчеркнутый ритм стихов. Его аналогами - контекстуальными синонимами выступают другие языковые средства: «приветствую», «тебе мой привет», «что взоры... пьянила весна», «встречаю», «не брошу щита», «кляня и любя» и другие.
Целостность стихотворения, его смысловое и структурное единство организуются восприятием изображаемого мира лирическим героем, человеком своей эпохи, его переживаниями, эмоциями и волевыми импульсами, а также характером и типом речи.
Мысли и чувства лирического героя, его нравственная позиция получают преломления и оценку в образе автора как высшей «поэтической инстанции», где мозаичные детали синтезируются в единое противоречивое целое: радость борьбы, готовность пойти на бой («приветствую звоном щита»), готовность отдать всего себя изнурительной работе («томления рабьих трудов») и бессилие разгадать жизнь, узнать до конца ее тайны («с неразгаданным именем Бога на холодных и сжатых губах», «никогда не откроешь ты плечи»), противоречивое восприятие мира («ненавидя, кляня и любя»). В идеологической, композиционной и языковой структуре стихотворения «О, весна без конца и без краю...» лирическое «я» само является, таким образом, предметом оценки и осмысления сущности человеческого бытия, смысла жизни - всего, что на протяжении веков волно- вал о людей, живущих на Земле.
Языковая структура стихотворения «О, весна без конца и без краю...» мотивирована его содержанием и композицией.
Доминирующим изобразительным средством является повтор. Стихотворение начинается выразительным повтором фразеологизма, что экспрессивно усиливает впечатление безграничности мира как цветущей весны и такой же необъятной человеческой мечты:
(весна) без конца и без краю без конца и без краю (мечта). Повторение синонимов в каждом из этих выражений заостряет на себе внимание и образует эмоциональный зачин стихов, подчеркнутый междометием «о», интонацией восклицания и паузой сопоставления содержания первых двух стихов («О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта!»).
Сквозной повтор глагольной формы принимаю (вместе с его аналогами) семантически и структурно организует текст стихотворения как его лейтмотив:
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
Принимаю тебя, неудача...
Принимаю бессонные споры...
Принимаю пустынные веси!
Все равно: принимаю тебя!
Жизнь принимается восторженно во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях. Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов:
Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет! Такова же функция контекстуальных антонимов:
Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна... Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов! Здесь ночные споры и утро, наполненное творческим поиском, пустынные деревни и многоэтажные города, радостный простор светлого неба и вынужденный, подневольный и, может быть, беспросветный труд без «творческого парения».
Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть даже некоторая душевная раздвоенность, передается с помощью антитезы: «ненавидя, кляня и любя».
В произведениях поэта создается как бы особая метафорическая речь, своеобразная вторая ступень языка над обычной, первой, то есть язык символов. Таково в стихотворении изображение жизни - сначала, в первых четырех строфах, обычное, а потом символическое:
И встречаю тебя у порога - С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем Бога На холодных и сжатых губах... Изображаемое предстает как бы в двойном освещении, в двух планах, которые то соединяются, то разъединяются. Обычная жизнь вдруг «проступает» в облике загадочной, не познаваемой до конца женщины - природы - сфинкса.
Общая образно-символическая двуплано-вость стихотворения основана на развитии и развертывании метафорического ряда. Жизнь представляется весной без конца и без краю: весна пьянит воспаленные от бессонных ночей взоры поэта; неразгаданная им тайна жизни осеняется хмельной мечтой, в которой есть и возбужденное отчаяние, и безрассудность, и надежда {весна - весна пьянит - хмельная мечта). Образный строй стихотворения поддержан и другими метафорами - символами («В заколдованной области плача, в тайне смеха - позорного нет!»), а также метонимией (бессонные споры - то есть споры неспящих людей) и гиперболой (без конца и без краю - о весне и мечте).
Необходимо сказать несколько слов об интонации стихотворения. Эмоциональный строй стихов усилен интонацией восклицания, придающей им восторженность и торжественность и создающей декламационный стиль. Важно в этой связи обратить внимание на восклицательные знаки; в сравнительно небольшом стихотворении их 12. Надо сказать, что число 12 у Блока всегда являлось чем-то символическим. Взволнованность и патетика лирической исповеди поэта переданы синтаксически присоединением однородных членов, эмоционально выделенных в самостоятельные восклицательные предложения:
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю пустынные веси! И колодцы земных го/родов! Обычные фразы как бы разорваны на части, интонационно подчеркнутые («узнаю», «принимаю»). Стихотворение композиционно целостное, в нем ярко проступают внутренняя тематическая законченность и метрическое единство. Стих выразителен, четырехстишная строфа ярко раскрывает внутреннее содержание произведения.
И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель ~ я знаю - Все равно: принимаю тебя! Стихотворение звучит ритмически широко, размеренно и свободно. Оно написано трехстопным анапестом с чередующимися женскими и мужскими рифмами: а в а в.
Индивидуальный авторский стиль, совокупность средств и приемов делают это стихотворение Блока произведением яркой художественной выразительности. Его нельзя усвоить «с ходу», не напрягая своего разума и своей души. Стихи Блока не читаются «легко» еще и потому, что в них воплощено немало трудных, выстраданных переживаний. |