Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие ее смысл существования, то конкретное конечное состояние к которому стремится организация фиксируется в виде целей, достижения которых желательны и на достижение которых направлена вся деятельность предприятия.
Большое значение оказывают ценности и цели высшего руководства.
По установившемуся мнению цели подразделяются на долгосрочные, коротко срочные и среднесрочные.
Наиболее распространенными направлениями по которым в организациях устанавливаются, являются следующие:
1. Прибыльность - отражаемая в показателях типа: величина прибыли, рентабельность, доход.
2. Положение на рынке - отражается в доле рынка, объеме продаж, отношения с конкурентами, сегментация.
3. Производительность - отражается в таких показателях как: объем производства, материалоемкость.
4. Финансовые ресурсы - выражается объемом капитала, его оборачиваемостью.
5. Мощность организации - выражается количеством техники, ее мощностью.
6. Человеческие ресурсы - уровень и квалификация работников, система повышения квалификации труда, прогулы.
7. Разработка новой продукции и обновление технологий - уровень НТП, сроки разработок, новая техника.
8. Изменение в организации и управлении - устанавливаются задания по срокам, какие изменения производить.
9. Работа с покупателями - маркетинговое исследование, скорость доставки товара, наличие сервиса, реакция на жалобы и предложения покупателей.
10. Оказание помощи обществу - спонсорство, посредничество.
Примеры ключевых целей организации (промышленного предприятия)
Функциональная подсистема и ее Ключевая цель:
1. Маркетинг: Выйти на 1-ое место по продаже продукции
2. Производство: Достичь наивысшей производительности труда при производ- стве всех или определенных видов продукции.
3. Финансы: Сохранить и поддерживать на необходимом уровне всех или виды финансовых ресурсов.
4. Персонал: Обеспечить необходимый уровень квалификации персонала, сохранить или ликвидировать текучесть.
5. Менеджмент: Производственно структурные и организация определения задач.
6. Научно- исследовательские Ежегодно вводить на рынок новую продукцию, завоевывать работы лидерство.
Основные требования, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели:
1. Цели должны быть достижимыми.
2. Цели должны быть гибкими-- оставлять возможность для изменения и корректировки.
3. Цели должны быть измеримы--они должны быть сформулированы так, что бы можно было количественно измерить.
4. Цели должны быть конкретными-- должны быть зафиксированы, определены сроки и методы их достижения.
5. Цели должны быть совместимыми-- совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные-- долгосрочным.
6. Цели не должны противоречить друг другу и быть взаимно комплексно увязаны. |